О непослушных, невнимательных, импульсивных детях многие родители, воспитатели и даже врачи говорят «гиперактивный ребенок». «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» является медицинским термином. В России диагноз СДВГ имеют 4-18% детей дошкольного возраста.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: избыточная двигательная активность, нарушения внимания и импульсивность. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированность мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк).
Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может на занятии без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свое поведение, подчиняться правилам, часто повышают голос, эмоционально лобильны. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5 – 15 минут, затем 3- 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Дети с СДВГ имеют мерцающее сознание, и могут «выпадать» из него при отсутствии двигательной стимуляции. Для того, чтобы сохранить концентрацию внимания, дети активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабо развитой моторной координацией и постоянными, беспорядочными движениями, вызванными нарушением межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови.
Вместе с тем, гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему миру. Результаты многочисленных обследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию.
Основной причиной возникновения СДВГ у детей можно считать повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов (особенно часто причиной СДВГ у ребенка становиться родовая травма в шейном отделе позвоночника, а также недоношенность до 37 недель).
В основе механизма формирования СДВГ лежит нарушение работы головного мозга, его отделов и систем. К таким нарушениям относят дисфункцию лобных отделов коры головного мозга, дефицитарную работу ретикулярной формации и вестибулярного аппарата, дисфункцию префронтальной области лобных отделов головного мозга, нарушение межполушарного взаимодействия и т.д.
Но не все дети имеют СДВГ. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слаборазвитое распределение внимания. Полное внимание на занятии дети могут сохранять не более 12 – 15 минут. Помните, что для постановки диагноза СДВГ.