Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад №41»
Уважаемые родители! Ваш ребенок посещает подготовительную к школе группу детского сада. От того, как ребенок подготовлен к школе предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успех и психологическое самочувствие.
Готовность к школе – это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6 - 7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
– Интеллектуальная готовность – ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний в системе. Развитие образных представлений, развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.
– Личностная и социально-психологическая готовность – включает в себя принятие ребенком позиции школьника. Положительное отношение к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.
– Эмоционально-волевая готовность – это способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовать свое рабочее место и порядок на нем, стремление к достижению результата своей деятельности.
– Физическая готовность – характеризуется состоянием здоровья. Развитие анализаторных систем, развитие мелких групп мышц, координация движения в соответствии с возрастной нормой, готовность организма ребенка к учебной нагрузке.
Часто у родителей возникает вопрос: «Как определить, готов ли мой ребенок к школе?». Детальное психолого – педагогическое обследование Вашего ребенка с использованием специальных диагностических методик проведет педагог – психолог ДОУ. Родителям же можно порекомендовать определить, каков у ребенка уровень знаний об окружающем мире, сформирован ли у него навык чтения, насколько хорошо развита мелкая моторика (готовность руки к письму), сформирована ли произвольность деятельности (умение действовать по инструкции, умение планировать свои действия), имеются ли у ребенка речевые нарушения.
В возрасте 6 – 6,5 лет не все дети демонстрируют одинаково высокий уровень готовности к школе. Нервная система малыша пока еще не готова к предстоящим школьным нагрузкам, представление об учебной деятельности носит схематический характер, а основные интересы у дошкольников пока не учебные, игровые.
И все–таки, как родители могут включиться в процесс подготовки ребенка к школе? Не стоит, засучив рукава, бросаться в бой с малышом, его свободным временем, таким необходимым ему для игр и развития, и учить, учить.
Заниматься с ребенком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятия не должны длиться более 20 – 30 минут, проводить их рекомендуется два раза в неделю. Проводите с ребенком неформальные занятия: поход в музей или театр, совместный просмотр хорошего детского фильма, чтение детской литературы. Это будет способствовать интеллектуальному развитию малыша, а также его социальной адаптации.
Многие родители, включая своему малышу мультики, освобождают себя от необходимости с ним разговаривать. Внимательно отнеситесь к тому, что смотрит Ваш ребенок. После просмотра фильма (мультика) можно задать ему несколько вопросов:
Понравился ли тебе мультик? Кто из героев тебе понравился? Как ты думаешь, кто главный герой этого мультика? Попробуй придумать продолжение этого фильма.
Занятия конечно важны, однако не стоит перегружать ребенка. Дошкольник, посещающий детски сад, активно включается в воспитательно – образовательный процесс, позволяющий подготовить его к школьному обучению. В саду Ваш ребенок посещает музыкальные занятия, занятия физкультурой, рисованием, лепкой, конструированием, также у нас регулярно проводят музыкальные и спортивные праздники, позволяющие детям гармонично развиваться. Несмотря на то, что обучение чтению не является нашей главной задачей, дети знакомятся с алфавитом, учиться делать звуко – буквенный анализ слова, изучают состав предложения, также учатся считать и активно изучают окружающий мир.
Обратите внимание, может Ваш ребенок часто устает? Соблюдение режима дня просто необходимо для дошкольника, посещающего детский сад. Согласно гигиеническим нормам, ночной сон ребенка должен длиться не менее 9,5 часов, дневной - 2 - 3 часа. Также следует учитывать, что у многих детей, которые не привыкли жить в соответствии с определенным расписанием, самой главной проблемой в период адаптации в школе, становиться необходимость вставать в определенное время и вовремя ложиться спать.
Организуйте рабочее место для ребенка. Конечно, основные сборы в школу еще впереди. Однако если в доме у вашего малыша нет своего рабочего места, его следует продумать. Обязанности по поддержанию порядка на своем письменном столе, уборка в шкафу и на книжной полке научат ребенка быть самостоятельным, будут способствовать развитию произвольной регуляции деятельности, выработают новую социальную позицию: «Я – большой, я – школьник». Несколько аксессуаров из школьно жизни – пенал, организатор, папки для тетрадей сделают школьную жизнь привлекательной для ребенка.
Многие авторы рекомендуют родителям будущих первоклассников уделить особое внимание выбору школы и образовательной программы, которую придется осваивать ребенку в начальной школе. Школьные программы и типы школ станут темой нашего следующего разговора.
Игра, как известно, позволяет ребенку многому учиться и многое узнать, развить мелкую моторику, поэтому приобретайте Вашему ребенку «умные» игрушки. Это могут быть куклы (не Барби, а кукла – ребенок, с которой Ваш ребенок может быть папой или мамой), машинки, паровозики (заводные и разборные), конструкторы (не только «лего», но и деревянные и металлические), кубики, головоломки (очень интересные игры предлагаются на основе кубиков Никитина), мозаики, пазлы (дают развивающий эффект сразу в нескольких направлениях – развивают тонкую моторику рук, развивают память, восприятие, а также усидчивость и целенаправленность деятельности), игры с фишками. Внимательно отнеситесь к подбору компьютерных игр. Сейчас предлагается большое количество развивающих компьютерных программ для обучения ребенка грамоте и подготовке к школе. Однако не следует забывать, что общение дошкольника с компьютером должно быть строго дозировано – не более 20 минут в день, желательно в присутствии взрослого.
И еще раз о здоровье! Если Ваш малыш наблюдается у врача – невропатолога, психоневролога, окулиста, ортопеда, не ждите очередного медосмотра, сходите к врачу уже теперь. Именно сейчас медицинская абилитация является совершенно необходимой при подготовке Вашего ребенка к школе.
В заключение хочется пожелать всем, кто окажется рядом с будущим учеником: будьте терпеливы, внимательны, верьте в себя и ребенка, успехов вам.